МАГНИТная аномалия
В последнее время достаточно часто можно услышать негативные
отзывы о работе различных супермаркетов, о не качественной продукции,
реализуемой в магазинах, и о сотрудниках, всех как один не образованных и
бесконечно хамовато-наглых. Сразу хочу оговориться, данным материалом я ни в
коей мере не хочу оправдывать, защищать и тем более очернять какие-либо
магазины, супермаркеты, гипермаркеты и иные оптово-розничные торговые точки.
Гораздо большее значение, по моему мнению, стоит уделить самой сложившейся
ситуации на продуктовом рынке. За время своей трудовой деятельности мне
пришлось работать в нескольких сетях, в том числе и федерального значения на
руководящих должностях, работал я и в Санкт-Петербурге, и в Москве, поэтому могу в достаточной степени
объективно оценить ситуацию на данном экономическом сегменте.
Не зависимо от региона и города выход на рынок сетевых
игроков начинается одинаково, различно только время, сценарий точно под
копирку. После выбора помещения, и завершения первоначальных подготовительных работ, подобранный будущий
штат магазина обучают. В зависимости от ранга сотрудника (продавец – директор)
разняться продолжительность и место прохождения обучения. И именно изначальная,
первая партия сотрудников является наиболее обученной, образованной, грамотной
и доброжелательной. Однако, постепенно, ветшает и хиреет не только ремонт в
магазине. Меняется и коллектив: отлично обученный, зачастую профессионалами,
сотрудники покидают магазин, разочаровавшись в уровне оплаты, статусе, отношении
руководства (список можно продолжать бесконечно). Свято место пусто не бывает:
на смену вышколенных и доброжелательных сотрудников приходят новые, зачастую не
имеющие должного уровня образования, квалификации, опыта и желания работать.
Такого сотрудника часто обучают «старички», в процессе работы, как-нибудь, лишь
бы побыстрее. Первоначальных сотрудников становиться все меньше и меньше. Как
водиться десятая вода на киселе уже и не сладкая вовсе. Уже через полгода-год,
в магазине нет профессиональных продавцов, на их месте неудовлетворенные,
обманутые работодателем, ленивые девочки лет 18-20 из ближайшей деревни (в
случае с крупными городами роль деревенских девочек выполняют выходцы из
союзных республик), для которых достаточно большой сложностью является связать
хотя бы два слова. Для большинства продавцов и кассиров в крупных супермаркетах
покупатель – обезличенная единица, понимание, что именно покупатель платит
зарплату в магазине, есть далеко не у всех, для такого понимания нам еще ой как
далеко. Ни в коем случае не хочу никого обидеть, нарочито утрируя факты, однако,
правда - есть, правда.
Продукция, которая реализуется в магазинах, также
частый предмет обсуждения и осуждения. Качество
продукции - основной критерий, по которому стоит оценивать магазины, как правило,
хозяин компании к данному вопрос подходит очень строго. Проблема заключается в
том, что сам хозяин находиться за несколько тысяч километров от магазина, в котором
третьи сутки стоит просроченный йогурт. Как он попал на прилавок, и почему не
исчез с него? Ответ прост… Есть всего несколько вариантов. Первый – банальная
неосмотрительность продавца. Вторая – преступная халатность. Но не будем во
всем винить несчастного продавца. Как правило, продавец, особенно в крупных
сетевых магазинах федерального значения чрезмерно загружен работой. И это
реалии жизни. Каждый продавец отнимает рубль у хозяина сети, а сам этот хозяин
весьма рачительный. Поэтому получасовой обед и два перекура по пять минут за 12
часовой рабочий день для сотрудника это уже верх щедрости. На моей практике
было и так, что продавец, отработав полдня в торговом зале, непрестанно
выкладывая товар и меняя ценники на нескольких участках магазина, садился за
кассу, где в режиме нон-стоп обслуживал покупателей, в час-пик, а под вечер мыл
полы в магазине, потому как уборщица тоже бывает непозволительной роскошью для
хозяина сети. Поэтому нет ничего удивительного в том, что продавец просмотрел
одну баночку просроченного йогурта и не снял его с реализации. Удивительного
нет, но осадок остался, как говориться…. Хуже, когда продавец с ведома или без
оного администрации магазина оставляет просроченный товар на витрине. Причина в
этом также сводиться к желания дяди, живущего где-нибудь в Сочи побольше
заработать. Конечно, правилами магазина предусмотрен процент продукции, который
можно списать безболезненно для кошелька несчастного продавца, но процент этот
настолько мал, что попасть в него достаточно сложная задача, справиться с
которой может только слаженный коллектив сотрудников, которым не мешают извне,
различные руководители руководителей и директора директоров.… Поэтому
единственным решением проблемы с просроченным товаром может быть либо его
приобретение за свой счет, либо продажа его ничего, не подозревающему
покупателю. Казалось бы, решение простое…. Сам виноват – сам покупай….. Но
сверх меры заботливое руководство, приславшее на твой магазин огромную партию
йогуртов по цене вертолетов, мало озаботилось организацией сбыта, переложив это
на плечи продавца. Он и решил поставленную задачу, ершил как смог. Осуждать его
за это? Пусть решит каждый сам….
Хамство, грязь и качество продукции. Эти проблемы
разбираются и осуждаются так, что продавец является конечной причиной. Если не
продавец, то директор магазина. Однако в случае с сетевой торговлей это далеко
не так… Над каждым начальником есть свой начальник, каждый хочет оптимизировать
работу нижестоящего звена в меру своих способностей, способности эти, правда
весьма ограничены.… Продать - вот главная цель тех, кто сидит в уютных
кабинетах, далеко от грязного и душного торгового зала красно-белого,
бирюзового или желто-синего окраса. Вот только пусть обманывают, оправдываются,
платят штрафы проверяющим органам, и кормят семью просроченной продукцией
продавцы, кассиры и прочие «нахлебники», которые «не дают нормально работать»
«белым воротничкам».
Я не имею ничего против супермаркетов, строящихся
гипермаркетов и прочая. Я довольно сильно огорчен судьбой небольших
магазинчиков, в которых каждого клиента знают в лицо, для которых испорченная
продукция - личная беда хозяина магазина. В таких магазинах дорог каждый
покупатель, каждый клиент - гость, которому рады, которого хотят привлечь,
сделать постоянным покупателем… Конечно, из каждого правила бывают исключения….
Вот только за последние полгода я не купил ни одного испорченного товара, меня
ни разу не обсчитали и даже не нахамили… Чудеса? Нет, просто я хожу в обычный
магазин, с традиционным прилавком и улыбчивым продавцом….
Ханыгин Кирилл
Сергеевич,
В прошлом администратор в сети супермаркетов
«Столичный» и
директор магазина
«Магнит»
|